В этой статье мы рассмотрим устройство роликовых коньков на примере трёх наиболее популярных категорий: “Fitness”, “Freeskate” и “Freestyle”, а также “Aggressive”.
Статья рассчитана не только на новичков, которые начинают знакомство с роликами, но и на продвинутых роллеров, стремящихся расширить свои знания.

Глобально роликовый конёк делится на ботинок и ходовую часть (рама с колёсами). Профессиональные модели роликов, как правило, можно приобрести в комплектации “Boot only”, чтобы райдер мог самостоятельно подобрать ходовую часть под свои задачи.
Ботинок (Boot)
Обычно в состав ботинка (далее по тексту — бут) входят: шелл, каф, лайнер, слайдера и бакли.
Бут бывает жёстким, полужёстким и мягким. Чем жёстче бут ролика, тем лучше фиксация голеностопа и контроль над роликом.
Мягкий бут (Soft Boot) используется в детских и фитнес роликах, где риск травм минимальный, а степень комфорта для ног должна быть на высоком уровне. Материал, из которого сделан такой бут — пластик и синтетическая нить. Подходит для прогулочного фитнес катания.
Полужёсткий бут — это смесь бута и лайнера. Места, которые необходимо защитить делаются жесткими из пластика, а остальная часть — мягкой из синтетической ткани. Такая конструкция ботинка обычно применяется на продвинутых фитнес моделях. Само определение «полужёсткий» бут достаточно условно, его можно отнести всё-таки к мягкому буту, подходящему для фитнеса.
Жёсткий бут (Hard Boot) выполнен из прочного материала, который целиком охватывает голеностоп и надёжно фиксирует его. В бут вставляется валенок (лайнер), улучшающий комфорт при катании. Такой бут обычно используется для фрискейта, слалома и агрессивного катания, где нужна максимальная защита, фиксация ноги и точность передачи усилия.




Шелл (Shell)
Собственно говоря, это бОльшая часть бута, а именно сам ботинок без лайнера и кафа. Изготавливается из пластика, а в про-моделях- из углепластика (карбона), что уменьшает массу роликового конька, при сохранении достаточной жёсткости.
Внизу шелла имеются резьбовые отверстия для крепления рамы. В роликах верхнего ценового диапазона таких отверстий несколько, что даёт спортсмену возможность регулировать положение рамы «под себя».
Каф (Cuff)
Часть бута — манжета, которая закрепляет верх голеностопа в ролике (далее по тексту — каф). Каф и бут могут составлять единое целое (чаще в самых дешёвых моделях) или же каф может крепиться к буту двумя заклёпками или винтами и быть подвижным. Также в некоторых про-моделях можно регулировать угол наклона кафа посредством эксцентрика в крепёжном винте. Изготавливается из пластика или карбона. Может быть как стационарным, так и съёмным.

Валенок (Liner)
Мягкий внутренник ролика (далее по тексту — лайнер), который вставляется в бут. Как правило, есть только в жестком буте, поскольку в мягком и полужестком буте лайнер является частью шелла. Хорошие лайнеры делают из мягкого материала с добавлением термоформуемых тканей, благодаря чему через некоторое время катания лайнер идеально принимает форму вашей ноги. У последних про-моделей для слалома (Seba Igor, TRIX, WFSC, Flying Eagle Drift) лайнер как отдельная часть отсутствует, он интегрирован в шелл. За счёт этого достигается максимальная жёсткость и фиксация, а также небольшое уменьшение габаритов и массы ролика.

В некоторых моделях на пятку лайнера с внешней стороны прикрепляется так называемый «антишок» — пластиковая накладка (бывают разной степени жёсткости), повторяющая форму пятки валенка и служащая для смягчения сильных ударов (прыжков). Набор антишоков обычно идёт в комплекте с роликами.
Съёмные лайнеры со временем изнашиваются и подлежат замене.
Бакля (Buckle)
Служит для дополнительной фиксации голеностопа. Бакли различают по месту установки: верхняя на кафе, пяточная и мысковая бакля на шелле. И по конструкции: на липучке, с трещоткой и защёлкой, с подкачкой (плавное регулирование усилия), с «памятью» (регулировка производится один раз).

Рама (Frame)
Рама — это основа ходовой части, крепится снизу бута, в неё устанавливаются колеса.
Для разных видов роллер спорта производятся разные рамы. Например, для слалома нужна короткая рама, для хоккея- средней длины, но она должна быть максимально прочной, для фитнеса подходят средние и длинные рамы, а для спидскейтинга – длинные и лёгкие.
Условно, рамы можно различать по нескольким параметрам.
По длине в мм: (219, 231, 243, 255 и др.). Длина измеряется между центрами крайних крепёжных отверстий колёс и указывается на самой раме. Также на раме указывается и максимальный диаметр колёс, которые можно в неё установить.
По материалу, из которого они изготовлены, и по способу обработки рамы бывают композитные и алюминиевые. Композитные (полимерные) рамы устанавливают на роликовые коньки нижнего ценового диапазона. Достоинства таких рам: низкая стоимость, способность гасить мелкие вибрации. Такие рамы сравнительно мягкие, со всеми вытекающими отсюда недостатками. Самое плохое, когда рама изготовлена из того же пластика что и ботинок.
Композитные рамы устанавливают также на ролики для агрессивного катания, но материал, из которого изготовлена рама для них более качественный, а сама рама делается более низкой (для большей устойчивости) и с особыми формами.
Отдельно стоит сказать о рамах, изготовленных из углепластика (карбона). Такие рамы являются самыми лёгкими (но и самыми дорогими) из всех представленных на рынке. Обычно устанавливают на гоночные ролики для спидскейтинга.
На фитнес ролики среднего ценового диапазона устанавливают рамы, изготовленные из алюминиевого сплава. Как правило, это штампованные пластины. Лучше, если это будет цельная, загнутая буквой «П» пластина, чем две, отдельные, вставленные в ботинок пластины.
На ролики для фрискейта и слалома устанавливают усиленные рамы из алюминиевого сплава (алюминий с цинком, магнием и др.), изготовленные методом фрезерования и экструзии. Такие рамы отличаются более высокой жёсткостью и надёжностью. Именно это и необходимо при катании по городу с выполнением различных трюков и для демонстрации сложных элементов в слаломе.
По стандарту крепления к буту. Самые распространённые – UFS (Universal Frame System) крепёжные отверстия находятся на одном уровне и SSM (Small Speed Mount) рама с пяткой (когда пятка с отверстием на 11 мм выше передней площадки). Относительно новый стандарт на рынке – рамы “Trinity” от компании “Powerslide”. Крепление таких рам осуществляется в трёх точках, что позволяет немного снизить высоту рамы.
По количеству устанавливаемых колёс. Например, для даунхилла и спидскейтинга устанавливают 5 колёс. Классический сетап – 4 колеса. В последнее время стали популярны рамы с тремя колёсами большого диаметра – трискейт. Раньше три колеса устанавливали только на детские ролики.
Популярность также набирают рамы для визардскейтинга/машрумблейдинга (смешение стилей — фрискейт, слалом и спидскейтинг). Родоначальником является компания Wizard. Такие рамы имеют сразу несколько видов крепёжных отверстий, что позволяет устанавливать разное количество колёс, разные диаметры колёс и разное их расположение относительно поверхности.
Для стайл слалома часто используют рокеринговые рамы (Rockered Frame), в которых первое и последнее крепёжное отверстие осей приподняты относительно второго и третьего на 2 мм, что позволяет установить роккеринг колесами одинакового диаметра. Существуют рамы, где рокеринг выставляется за счёт поворота осей-эксцентриков. Этот вариант более универсален, так как роллер сам по желанию может выставить рокеринг или флет.

Колеса (Wheels)
Колесо роликового конька состоит из двух неразъёмных частей: ступицы и внешнего полиуретанового слоя, который и соприкасается с покрытием (асфальтом).
Ступица — жёсткая «сердцевина» колеса, именно в неё и вставляются подшипники. Материал ступицы намного прочнее и твёрже внешней полиуретановой оболочки. Ступица не должна деформироваться от нагрузок при катании. Обычный материал ступицы — нейлоновые термопластики различных видов. Сплавы лёгких металлов и композитные углепластики для ступиц используются крайне редко, только в узкоспециализированных колёсах (гоночных). Конструкции ступиц встречаются самые различные как по количеству «спиц», так и по их форме и параметрам. Бывают ступицы большого диаметра (мало полиуретана) и наоборот.
Полиуретановый слой (его ещё называют «мясо», так далее по тексту) непосредственно соприкасается с асфальтом, это то, чем вы будете чувствовать дорогу, если так можно выразиться.
Справка: полиуретан, — это синтетический полимерный материал, производный от полиола и изоцианата – продуктов нефтехимической промышленности. Его свойства и характеристики зависят от молекулярной структуры. При создании полиуретана используются сочетания разных компонентов. Вступая в реакцию, они делают материал более мягким или твёрдым, устойчивым к температурам или податливым. Поэтому полиуретан выпускается в разных формах – от вязкой жидкости до твёрдых брусков.
Что интересно, колёса низкого качества делают с прозрачным «мясом», у известных же производителей, которые выпускают только качественные колёса, я никогда не видел таких колёс.
Колёса различаются по диаметру, мм (72, 76, 80, 84, 90, 100, 110, 125) и жёсткости, а так же по стандарту вставляемого в ступицу подшипника (608 или 688).
Жёсткость колеса — это важный показатель. От него зависит то, как ролики будут контактировать с покрытием (асфальтом, например). Для одних задач лучше подходят колёса помягче, для других наоборот – пожёстче.
Твёрдость колеса обозначается «индексом дюрометрии», указывается на самих колёсах рядом с диаметром двузначным числом: от 72А до 93А — чем больше это число, тем колесо жестче. Буква А просто указывает на то, какая шкала твердости употребляется (шкала А). Самая распространённая и самая универсальная жёсткость – 85А.
Справка: у колес для фигурного катания на квадах жесткость измеряется по шкале “D” в диапазоне от 40 до 60. Американский производитель “Matter” использует собственную шкалу Footprint, где F0 — более жесткие колеса (примерно 88A), а F3 — более мягкие (около 83А). Хоккейные колеса Powerslide Prime маркируются как “цепкие” (Grip) и “очень цепкие” (Grip+).
Мягкие колеса обладают хорошим сцеплением и хорошо гасят вибрации, но при этом достаточно быстро стираются. Жёсткое колесо имеет сцепление похуже, но едет быстрее. Вибрацию такие колеса гасят меньше. Для того, чтобы разрешить это противоречие, были придуманы колеса с двойной жесткостью.
Концепция двойной жесткости (Dual Density) весьма проста — колесо делается из двух разных слоев полиуретана, которые имеют разную жесткость. В большинстве случаев внутренний слой делают мягче для того, чтобы катание было более комфортно, а внешний слой делается более жестким для большей долговечности и скорости.
В процессе катания «мясо» постепенно истирается и со временем колёса требуется заменять. На то, как быстро будет происходить износ, влияют такие факторы как стиль вашего катания, масса вашего тела, жёсткость колёс и покрытие, по которому происходит движение. Профиль колес бывает заостренным, полукруглым и тупым.
Лучшие в мире колёса для роликов производят Hyper, Gyro, Powerslide, Seba, Flying Eagle, Matter.
В каждое колесо вставляется два подшипника и втулка, после чего оно прикручивается к раме осью. Колёса для роликов — это расходный материал и на них не распространяется гарантия.

Ось (Axle)
Служат для крепления колёс к раме. Бывают разной конструкции, в зависимости от типа используемой рамы. Самые надёжные — это односоставные восьмимиллиметровые стальные оси, устанавливаются в про-модели фрискейтовых и слаломных роликов. Хорошо, если оси изготавливаются из стального сплава или из качественного анодированного алюминиевого сплава, плохо, если из дешёвого алюминия. Оси монтируются с помощью одного или двух шестигранных ключей (4 мм).

Подшипники (Bearings)
В роликовых коньках используются однорядные подшипники качения, они отличаются друг от друга несколькими техническими параметрами, но обычно их различают по стандарту изготовления (ABEC) и по маркам производителей (Twincam, К2, Rollerblade).
Комитетом по разработке подшипников (American Bearing Engineering Committee) был создан стандарт, описывающий требования к точности геометрических параметров подшипников. Существуют ABEC 1, 3, 5, 7 и 9. Таким образом, чем выше цифра, тем выше прецизионная точность изготовления, следовательно, меньше потерь на трение при вращении, а значит будет легче набрать скорость и удерживать её. На деле же на катание на роликах больше влияет качество материалов, из которых сделан подшипник, а не точность его изготовления.
На бюджетные модели роликов обычно устанавливаются подшипники классом ABEC 3-5. На хороших фитнесс роликах можно увидеть и ABEC 7 или 9.
Одним из лидеров рынка подшипников для роликовых коньков является компания “Twincam” со своим конструктивным стандартом ILQ (In-Line Quality).
Так, про- модели для слалома роликов “Seba”, “FR Skates” комплектуются подшипниками “Twincam ILQ-9 Slalom Pro” (сверхточные, высокоскоростные, но быстроубиваемые).
Продаются комплектами из 16 или 12 штук. Подшипники, так же, как и колёса являются расходным материалом.
Подробнее про технические отличия, как разобрать и смазать подшипники я писал в этой статье.

Втулки (Spacers)
Металлические (иногда нейлоновые) проставки-цилиндры между подшипниками внутри колеса. Служат распорками и влияют на правильную работу и ресурс подшипников. Производятся под разные диаметры осей, с которыми они будут использоваться – 6 или 8 мм. Для восьмимиллиметровых осей по умолчанию втулки продаются высотой 10,3 ±0,1 мм. Профессионалы подбирают высоту втулок под свои нужны с точностью до сотых миллиметра.

Слайдер (Abrasive Pad)
Пластиковые накладки на шелл. Служат для предохранения шелла от механических ударов и стираний при контакте с асфальтом. При достижении максимального износа могут быть заменены на новые. Устанавливаются на ролики для фрискейта и слалома.

Тормоз (Break)
Тормоз или «штатник» служит для торможения, посредством контакта резиновой накладки с асфальтом. Устанавливается на роликовые коньки начального уровня и на все фитнес модели.
Состоит из пластикового корпуса, резиновой тормозной накладки и удлинённой оси. Резиновую накладку по мере износа заменяют на новую. Не устанавливается на полупрофессиональные и профессиональные модели, так как предполагается что роллер, купивший такие ролики уже способен тормозить более эффективными способами (потому что он ходил в нашу школу).

Шнуровка
Обычная шнуровка. Используются упрочнённые, нескользящие шнурки. На детских роликах и роликах сегмента «фитнес» встречаются системы быстрой шнуровки. Эти системы представляют собой тросик в нейлоновой оплётке и фиксатор. Такие системы позволяют быстро «зашнуровать» ботинок, просто потянув трос на себя или прокрутив ручку механизма. Недостатком таких решений является низкая надёжность, плохая ремонтопригодность и не самая лучшая фиксация голеностопа.

Автор статьи — Sid. Специально для Gorkiteam.